Состоялось заседание Коллегии Счетной палаты Города Томска, на котором рассмотрены результаты контрольного мероприятия по аудиту эффективности реализации подпрограммы «Развитие физической культуры и массового спорта» муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни на 2015-2025 годы», в том числе проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений, подведомственных управлению физической культуры и спорта (выборочно) за 2022 год и истекший период 2023 года.
Цель подпрограммы — обеспечение развития физической культуры и массового спорта на территории Города Томска Для оценки ее достижения определен такой показатель как «Численность жителей Города Томска, систематически занимающихся физической культурой и спортом (чел.)».
Согласно отчетным данным доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в общей численности населения города Томска в возрасте 3 — 79 лет, составила 52,2% (план – 51,4%).
Общее финансовое обеспечение Муниципальной программы составило в 2022 году 860 351,3 тыс. рублей за счет средств всех уровней бюджета и внебюджетных средств, расходы на реализацию мероприятия Подпрограммы составили 843,9 млн. рублей, где 74 % средства местного бюджета. Привлечены и внебюджетные средства – 90,5 млн. рублей, что обеспечило почти 11 % финансовых затрат. В 1 квартале 2023 года освоение средств Подпрограммы I составило 228,2 млн. рублей.
В 2022 году из 7 предусмотренных показателей задач Подпрограммы не достигнуты плановые значения 2 показателей: доля граждан среднего возраста (женщины: 30-54; мужчины: 30-59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом – 41,0% при плане 43,8%, и доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79; мужчины: 60-79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом – 12,1% при плане 14,3%.
При анализе установления и выполнения показателей Подпрограммы выявлен ряд нарушений и недостатков, в том числе недостоверность как утвержденного, так и отчетного значения показателя «Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения, не имеющего противопоказаний для занятий физической культурой и спортом, (%)», причиной чему является неиспользование в расчете численности лиц с ограниченными возможностями здоровья; не проводился полноценный анализ удовлетворенности доступностью и качеством предоставляемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населения города Томска. Так, такой результирующий показатель исполнения одной из задач как «Доля родителей (законных представителей), удовлетворенных условиями и качеством предоставляемой образовательной услуги, %» установлен на уровне 95%, а его фактическое исполнение составило 99,7%. Однако соответствующая оценка осуществлялась исключительно на основании жалоб граждан, направленных в УФКиС или подведомственные учреждения, по итогам рассмотрения которых обосновывался факт нарушения порядка предоставления услуг.
По состоянию на 01.01.2023 в городе Томске функционировали 1 508 спортивных сооружений, что выше показателей, достигнутых на начало проверяемого периода 01.01.2022 (1 490 спортивных сооружений).
Таблица – Информация о спортивных сооружениях, размещенных на территории муниципального образования «Город Томск», ед.
Количество спортивных сооружений (ед.) |
Всего |
Уровень финансирования |
|||
Федеральный |
Областной |
Муниципальный |
Иной (частные, общественные организации и др.) |
||
на 01.01.2022 |
1 490 |
138 |
70 |
1 054 |
228 |
на 01.01.2023 |
1 508 |
138 |
70 |
1 075 |
225 |
Таблица — Информация о видах спортивных сооружений, размещенных на территории муниципального образования «Город Томск», ед.
Вид спортивных сооружений |
На 01.01.2022 |
На 01.01.2023 |
||
Всего |
в т.ч. муниципальные |
Всего |
в т.ч. муниципальные |
|
Всего, в том числе |
1 490 |
1 054 |
1 508 |
1 075 |
Плоскостные спортивные сооружения |
310 |
256 |
321 |
267 |
Спортивные залы |
268 |
90 |
268 |
90 |
Плавательные бассейны |
17 |
9 |
17 |
9 |
Стрелковые тиры |
16 |
5 |
16 |
5 |
Лыжные базы |
12 |
5 |
12 |
5 |
Стадионы с трибунами на 1 500 мест и более |
5 |
1 |
5 |
1 |
Крытый хоккейный корт |
1 |
0 |
1 |
0 |
Крытый футбольный манеж |
1 |
1 |
1 |
1 |
Крытый легкоатлетический манеж |
1 |
0 |
1 |
0 |
Гребные базы и каналы |
2 |
1 |
2 |
1 |
Объекты городской рекреационной инфраструктуры, приспособленные для занятий физической культурой и спортом |
397 |
298 |
459 |
390 |
Другие спортивные сооружения |
460 |
388 |
405 |
306 |
Тем не менее по состоянию на 01.01.2022 среди анализируемых 9 городов СФО по уровню обеспеченности спортивными сооружениями Томск занимает 6 место, на 01.01.2023 – 8 место.
Таблица – Анализ уровня обеспеченности спортивными сооружениями муниципального образования «Город Томск» в сравнении с другими городами СФО
№ п/п |
Город |
Уровень обеспеченности спортивными сооружениями (%)/рейтинговое место |
|
на 01.01.2022 |
на 01.01.2023 |
||
1 |
Омск |
44,0/9 |
45,7/9 |
2 |
Абакан |
53,0/4 |
54,5/4 |
3 |
Бердск |
45,9/8 |
51,6/6 |
4 |
Бийск |
56,2/3 |
65,5/1 |
5 |
Горно-Алтайск |
60,0/1 |
60,0/3 |
6 |
Северск |
47,4/7 |
50,0/7 |
7 |
Стрежевой |
59,8/2 |
64,9/2 |
8 |
Томск |
47,5/6 |
47,7/8 |
9 |
Красноярск |
52,45/5 |
52,6/5 |
В ходе проверки отмечен значительный рост в сравнении с планом доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения, не имеющего противопоказания для занятий физической культурой и спортом: при плане 2022 года 15%, фактическое значение составило 23,6%.
Несмотря на положительные в динамике отчетные данные по-прежнему остро стоит проблема доступности спортивных занятий для данной категории граждан. При этом в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» беспрепятственный доступ должен быть обеспечен ко всем физкультурно-спортивным объектам и предоставляемым к них услугам. Согласно представленной УФКиС информации по состоянию на 01.01.2023 из 1508 спортивных объектов для занятий инвалидов различных категорий адаптированы только 95 объектов (6,3%). Большая часть адаптированных спортивных объектов являются муниципальными (69 объектов).
Анализ реализации регионального проекта «Спорт-норма жизни», разработанного в соответствии с федеральным проектом «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография» показал, что основной объем ресурсов Регионального проекта в 2022 году направлен на проведение таких массовых спортивных мероприятий как спортивные соревнования, тренировочные сборы. Объем бюджетных средств, направленных в 2022 году на реализацию Регионального проекта, составил 35, 6 млн. рублей, на 2023 год – 47,0 млн. рублей. Бюджетные ассигнования, утвержденные на 2022 год, освоены в полном объеме.
По состоянию на 01.01.2023 УФКиС выполняет функции и полномочия учредителя в отношении 17 муниципальных организаций, деятельность двух из которых проверена в рамках контрольного мероприятия: МАУ ДО СШ хоккея и фигурного катания Города Томска и МАУ ДО СШ № 6 имени В.И. Расторгуева. Установлены различного рода нарушения, недостатки и замечания в деятельности спортивных школ, которые свидетельствуют о ненадлежащем уровне контроля со стороны руководителей учреждений и УФКиС, как учредителя. Масштаб нарушений различен: подача недостоверных сведений, ставших причиной необходимости возврата в бюджет сумм завышенной субсидии в общем размере 439,8 тыс. рублей, недостоверный бухгалтерский учет, нарушения ведения учетных документов, например, тренерами-преподавателями при работе с журналами учета занятий, нарушения в оплате труда, правил расчета цен на платные услуги, размещения информации на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации.
Счетная палата также установила возможность оптимизации порядка использования нежилых помещений спортивного объекта МБУ ДО СШ ХиФК по ул. Пушкина, 54/4, стр. 1, для увеличения пропускной способности объекта и экономии затрат учреждения на аренду, а также что аренда помещений, оплата спортивных и игровых залов, крытой ледовой арены и иных объектов для организации занятий учреждениями УФКиС носит системный характер. Только за 2022 год общая сумма расходов учреждений на аренду нежилых помещений для осуществления деятельности и проведения занятий в различных объектах сторонних организаций составила 19,2 млн. рублей, за 1 квартал 2023 года – 2, 7 млн. рублей.
В ходе проверки особо обращено внимание на отсутствие оборудованных медицинских пунктов (кабинетов) в ряде учреждений (МБУ ДО СШ хоккея и фигурного катания, МБУ ДО СШ № 6 имени В.И. Расторгуева, МАУ ДО СШ № 2, МАУ ДО СШ № 3, МБУ ДО СШ ТВС), что является нарушением Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
В отношении каждого проверенного субъекта сформулирован комплекс предложений. По завершении этапа согласования результатов проверок Счетная палата Города Томска представит более подробную информацию об их результатах.