Шрифт
  • А
  • А
  • А
Фон
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Интервал между буквами
  • Нормальный
  • Увеличенный
  • Большой

Итоги работы коллегиального органа Счетной палаты Города Томска

Состоялось  заседание Коллегии Счетной палаты Города Томска, на котором  рассмотрены  результаты контрольного мероприятия по аудиту эффективности реализации подпрограммы «Развитие физической культуры и массового спорта» муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни на 2015-2025 годы», в том числе проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений, подведомственных управлению физической культуры и спорта (выборочно) за 2022 год и истекший период 2023 года.

Цель подпрограммы — обеспечение развития физической культуры и массового спорта на территории Города Томска Для оценки ее достижения определен такой показатель как «Численность жителей Города Томска, систематически занимающихся физической культурой и спортом (чел.)».

Согласно отчетным данным доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в общей численности населения города Томска в возрасте 3 — 79 лет, составила 52,2% (план – 51,4%).

 Общее финансовое обеспечение Муниципальной программы составило в 2022 году 860 351,3 тыс. рублей за счет средств всех уровней бюджета и внебюджетных средств,  расходы на реализацию мероприятия Подпрограммы составили 843,9 млн. рублей, где 74 % средства местного бюджета. Привлечены и внебюджетные средства – 90,5 млн. рублей, что обеспечило почти 11 % финансовых затрат.  В 1 квартале 2023 года освоение средств Подпрограммы I составило 228,2 млн. рублей.

В 2022 году из 7 предусмотренных показателей задач Подпрограммы не достигнуты плановые значения 2 показателей:  доля граждан среднего возраста (женщины: 30-54; мужчины: 30-59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом – 41,0% при плане 43,8%, и доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79; мужчины: 60-79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом – 12,1% при плане 14,3%.

При анализе установления и выполнения показателей Подпрограммы выявлен ряд нарушений и недостатков, в том числе недостоверность как утвержденного, так и отчетного значения показателя «Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения, не имеющего противопоказаний для занятий физической культурой и спортом, (%)», причиной чему является неиспользование в расчете численности лиц с ограниченными возможностями здоровья; не проводился полноценный анализ удовлетворенности доступностью и качеством предоставляемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населения города Томска. Так, такой результирующий показатель исполнения одной из задач как «Доля родителей (законных представителей), удовлетворенных условиями и качеством предоставляемой образовательной услуги, %» установлен на уровне  95%,  а его фактическое исполнение составило 99,7%. Однако соответствующая оценка осуществлялась исключительно на основании жалоб граждан, направленных в УФКиС или подведомственные учреждения, по итогам рассмотрения которых обосновывался факт нарушения порядка предоставления услуг.

По состоянию на 01.01.2023 в городе Томске функционировали 1 508 спортивных сооружений, что выше показателей, достигнутых на начало проверяемого периода 01.01.2022 (1 490 спортивных сооружений).

Таблица – Информация о спортивных сооружениях, размещенных на территории муниципального образования «Город Томск», ед.

Количество спортивных сооружений (ед.)

Всего

Уровень финансирования

Федеральный

Областной

Муниципальный

Иной (частные, общественные организации и др.)

на 01.01.2022

1 490

138

70

1 054

228

на 01.01.2023

1 508

138

70

1 075

225

Таблица — Информация о видах спортивных сооружений, размещенных на территории муниципального образования «Город Томск», ед.

Вид спортивных сооружений

На 01.01.2022

На 01.01.2023

Всего

в т.ч. муниципальные

Всего

в т.ч. муниципальные

Всего, в том числе

1 490

1 054

1 508

1 075

Плоскостные спортивные сооружения

310

256

321

267

Спортивные залы

268

90

268

90

Плавательные бассейны

17

9

17

9

Стрелковые тиры

16

5

16

5

Лыжные базы

12

5

12

5

Стадионы с трибунами на 1 500 мест и более

5

1

5

1

Крытый хоккейный корт

1

0

1

0

Крытый футбольный манеж

1

1

1

1

Крытый легкоатлетический манеж

1

0

1

0

Гребные базы и каналы

2

1

2

1

Объекты городской рекреационной инфраструктуры, приспособленные для занятий физической культурой и спортом

397

298

459

390

Другие спортивные сооружения

460

388

405

306

Тем не менее по состоянию на 01.01.2022 среди анализируемых 9 городов СФО по уровню обеспеченности спортивными сооружениями Томск занимает 6 место, на 01.01.2023 – 8 место.

Таблица – Анализ уровня обеспеченности спортивными сооружениями муниципального образования «Город Томск» в сравнении с другими городами СФО

№ п/п

Город

Уровень обеспеченности спортивными сооружениями (%)/рейтинговое место

на 01.01.2022

на 01.01.2023

1

Омск

44,0/9

45,7/9

2

Абакан

53,0/4

54,5/4

3

Бердск

45,9/8

51,6/6

4

Бийск

56,2/3

65,5/1

5

Горно-Алтайск

60,0/1

60,0/3

 6

Северск

47,4/7

50,0/7

 7

Стрежевой

59,8/2

64,9/2

 8

Томск

47,5/6

47,7/8

9

Красноярск

52,45/5

52,6/5

В ходе проверки отмечен значительный рост в сравнении с планом доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения, не имеющего противопоказания для занятий физической культурой и спортом: при плане 2022 года 15%, фактическое значение составило 23,6%.

Несмотря на положительные в динамике отчетные данные по-прежнему остро стоит проблема доступности спортивных занятий для данной категории граждан. При этом в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» беспрепятственный доступ должен быть обеспечен ко всем физкультурно-спортивным объектам и предоставляемым к них услугам. Согласно представленной УФКиС информации по состоянию на 01.01.2023 из 1508 спортивных объектов для занятий инвалидов различных категорий адаптированы только 95 объектов (6,3%). Большая часть адаптированных спортивных объектов являются муниципальными (69 объектов).

Анализ реализации регионального проекта «Спорт-норма жизни», разработанного в соответствии с федеральным проектом «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография» показал, что основной объем ресурсов Регионального проекта в 2022 году направлен на проведение таких массовых спортивных мероприятий как спортивные соревнования, тренировочные сборы. Объем бюджетных средств, направленных в 2022 году на реализацию Регионального проекта, составил 35, 6 млн. рублей, на 2023 год – 47,0 млн. рублей. Бюджетные ассигнования, утвержденные на 2022 год, освоены в полном объеме.

По состоянию на 01.01.2023 УФКиС выполняет функции и полномочия учредителя в отношении 17 муниципальных организаций, деятельность двух из которых проверена в рамках контрольного мероприятия:  МАУ ДО СШ хоккея и фигурного катания Города Томска и  МАУ ДО СШ № 6 имени В.И. Расторгуева. Установлены различного рода нарушения, недостатки и замечания в деятельности спортивных школ, которые свидетельствуют о ненадлежащем уровне контроля со стороны руководителей учреждений и УФКиС, как учредителя. Масштаб нарушений различен: подача недостоверных сведений, ставших причиной необходимости возврата в бюджет сумм завышенной субсидии в общем размере 439,8 тыс. рублей, недостоверный бухгалтерский учет, нарушения ведения учетных документов, например, тренерами-преподавателями при работе с журналами учета занятий, нарушения в оплате труда, правил расчета цен на платные услуги, размещения информации на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации.

Счетная палата также установила возможность оптимизации порядка использования нежилых помещений спортивного объекта МБУ ДО СШ ХиФК по ул. Пушкина, 54/4, стр. 1, для увеличения пропускной способности объекта и экономии затрат учреждения на аренду, а также что аренда помещений, оплата спортивных и игровых залов, крытой ледовой арены и иных объектов для организации занятий учреждениями УФКиС носит системный характер. Только за 2022 год общая сумма расходов учреждений на аренду нежилых помещений для осуществления деятельности и проведения занятий в различных объектах сторонних организаций составила 19,2  млн.  рублей, за 1 квартал 2023 года – 2, 7 млн. рублей.

В ходе проверки особо обращено внимание на отсутствие оборудованных медицинских пунктов (кабинетов) в ряде учреждений (МБУ ДО СШ хоккея и фигурного катания, МБУ ДО СШ № 6 имени В.И. Расторгуева, МАУ ДО СШ № 2, МАУ ДО СШ № 3, МБУ ДО СШ ТВС), что является нарушением Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

В отношении каждого проверенного субъекта сформулирован комплекс предложений.  По завершении этапа согласования результатов проверок Счетная палата Города Томска представит более подробную информацию об их результатах.