Рассмотрены результаты контрольного мероприятия в департаменте управления муниципальной собственностью администрации Города Томска по оценке эффективности администрирования доходов местного бюджета, полученных от платы за право установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Данный вид доходов является устойчивым источником неналоговых доходов городского бюджета и его удельный вес в 2022 году составил 11,5%, в 1 полугодии 2023 года – 7,9%.
Аудитором В. Мусиной обращено внимание на основные проблемы, влияющие на снижение эффективности администрирования указанного вида дохода.
В анализируемом периоде наблюдается сокращение общего количества мест по причине оптимизации рекламного пространства, связанной с изменением градостроительной ситуации, проведением работ по благоустройству общественных пространств, ремонтом и развитием улично-дорожной сети. Количество незанятых рекламных мест определяется отсутствием их инвестиционной привлекательности, что подтверждается отсутствием заявок на организацию конкурсов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также расторжением договоров.
В Томске отсутствует конкуренция при продаже права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Установленная в договорах стоимость права соответствует минимальной (начальной) стоимости, указанной в извещениях на проведение конкурса, т.к. его участником был один заявитель.
Базовая ставка за 1 кв.м информационного поля не пересматривалась с 2014 года, в связи с чем Счетной палатой в течение двух последних лет предлагалось администратору доходов изучить экономическую целесообразность повышения ее размера с целью пополнения доходной базы городского бюджета либо предусмотреть возможность ежегодной индексации на индекс потребительских цен. В итоге с 02.06.2023 введено правило применения индекса потребительских цен к годовому размеру платы по договору.
Проведен сравнительный анализ установления базовой ставки для расчета платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций по ряду городов СФО, который показал, что Томск в группе рассматриваемых городов (Иркутск, Новосибирск, Омск, Барнаул, Улан-Удэ) находится на втором месте по сравнительно невысокой плате за установку и эксплуатацию электронных табло, видеоэкранов, светодинамичных рекламных конструкций. При этом стоимость размещения билбордов в городе Томске ниже средней по анализируемым городам.
В договорах на установку и эксплуатацию рекламных конструкций предусмотрен срок использования каждой рекламной конструкции для безвозмездного изготовления и размещения социальной рекламы – 150 календарных дней. Фактически департаментом размещалась социальная реклама на площади значительно ниже возможной к размещению. При этом, имея значительный потенциал для размещения рекламы такого характера безвозмездно, из местного бюджета оплачено 755,4 тыс. рублей. Данные расходы администрации Города Томска противоречат принципу эффективности использования бюджетных средств, определенному ст. 34 БК РФ.
По результатам проверки аудитором предложен Департаменту недвижимости комплекс мер по устранению нарушений и созданию условий для недопущения их впредь.