На очередном заседании Коллегии Счетной палаты Города Томска был рассмотрен отчет «О проведении мониторинга исполнения бюджета муниципального образования «Город Томск» за I полугодие 2024 года». Экспертно-аналитическое мероприятие проведено в рамках Плана работы Счетной палаты Города Томска.
Счетной палатой Города Томска на основании данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Томской области проведен анализ основных показателей социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» за январь-июнь 2024 года.
Анализ социально-экономического положения муниципального образования «Город Томск» за I полугодие 2024 года показал положительную динамику макроэкономических показателей по многим отраслям экономики, а также стабилизационные процессы на рынке труда за счет снижения уровня безработицы и роста уровня заработной платы.
По состоянию на 01.07.2024 уточненный план по доходам бюджета города Томска увеличен на 33,9% относительно плана, утвержденного решением Думы Города Томска от 22.12.2023 № 786, по расходам – на 35,0%. Размер дефицита бюджета по состоянию на 01.07.2024 больше на 56,3% первоначально утвержденных назначений.
В анализируемом периоде плановые бюджетные назначения корректировались по налоговым и неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям.
За I полугодие 2024 года отмечается уменьшение уровня исполнения по неналоговым доходам — 57,6% против 65,2% за I полугодие 2023 года.
Исполнение бюджета по расходам за I полугодие 2024 года составило 49,7% годового бюджета. В аналогичном периоде прошлого года было освоено 43,7% бюджетных средств.
Удельный вес плановых бюджетных назначений по налоговым доходам в структуре налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в 2024 году составляет 91,4%.
За I полугодие 2024 года в местный бюджет поступило 4 356 181,5 тыс. рублей налоговых доходов, что составляет 46,8% от годовых плановых назначений. Следует отметить, что по аналогичному периоду 2023 года данный показатель составлял 40,2% от годового плана.
Наблюдается положительная тенденция поступлений налоговых доходов в сравнении с 2023 годом (рост на 29,4%).
Неналоговые доходы бюджета в I полугодии 2024 года исполнены на 57,6% от плановых назначений на 2024 год, что ниже уровня выполнения в аналогичном периоде 2023 года, при этом фактические поступления в 2024 году превысили поступления 2023 года на 9,8 %.
Рост фактических поступлений относительно аналогичных поступлений прошлого года отмечен по доходам от штрафов, санкций, возмещения ущерба, от прочих неналоговых доходов.
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства в сравнении с аналогичным периодом прошлого года оказались снижены, но при этом плановые назначения 2024 года перевыполнены более чем в 50 раз.
Согласно мониторингу исполнения расходов бюджета города Томска в результате внесения изменений в решение о бюджете, а также согласно уточненному плану, запланированные расходы на 2024 год были увеличены на 35,0%. Увеличение плановых ассигнований отмечено по следующим разделам: «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 66,4%), «Образование» (на 32,0%), «Национальная экономика» (на 44,3%), «Социальная политика» (в 1,2 раза).
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации в 2024 году на территории муниципального образования «Город Томск» осуществляются мероприятия, направленные на достижение задач 10 региональных проектов, разработанных во исполнение 6-ти национальных проектов.
Бюджетом муниципального образования «Город Томск» на 2024 год на реализацию мероприятий предусмотрены расходы:
— 24,6% за счет средств федерального бюджета;
— 59,2% за счет средств областного бюджета;
— 16,2% за счет средств местного бюджета.
Исполнение национальных и региональных проектов в I полугодии 2024 года выше, чем в аналогичном периоде 2023 года, главным образом, за счет более высокого исполнения мероприятий национальных проектов «Демография» и «Образование».
Бюджет муниципального образования «Город Томск» за 6 месяцев 2024 года исполнен с дефицитом.
Размер муниципального долга по состоянию на 01.07.2024 не превысил установленный предел муниципального внутреннего долга на 2024 год. За 6 месяцев 2024 года расходы на обслуживание муниципального долга составили 21,4% к плану.