26 ноября 2024 года состоялось заседание Комитета по бюджету, экономике и собственности, где Людмилой Смольниковой, председателем Счетной палаты Города Томска, были представлено заключение Счетной палаты на проект бюджета муниципального образования «Город Томск» на финансовый 2025 год и плановый период 2026-2027 годы.
Свой доклад председатель Людмила Смольникова начала с анализа ситуации изменений расходов на одного жителя города Томска, относительно уходящего 2024 года, и в сравнительной характеристике с другими городами Сибирского федерального округа, где город Томск занимает предпоследнее место. Для сохранения бюджетной обеспеченности на уровне 2024 года с учетом инфляционной нагрузки, необходимо дополнительно привлечь 8,9 млрд. рублей бюджетных средств в 2025 году, а в 2027 году – свыше 18 млрд. рублей.
В этих условиях особую актуальность приобретает работа по выявлению внутренних резервов доходов и оптимизации расходов.
Среди резервов доходной части отмечены поступления по НДФЛ, УСН, государственной пошлины, доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, поступления от прочих неналоговых доходов, поступления по штрафам.
Кроме того, источниками роста доходного потенциала бюджета являются активизация работы по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, усиление работы, проводимой департаментом недвижимости, по выявлению и постановке на учет ранее не учтенных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом № 518-ФЗ. Как резерв роста доходов и оптимизации расходов можно рассматривать сокращение количества пустующих муниципальных жилых помещений.
Объем расходной части бюджета на 2025 год запланирован ниже 2024 на 25,5%, что объясняется отсутствием в проекте бюджета полного объема межбюджетных трансфертов.
Проект бюджета программный, удельный вес муниципальных программ составляет свыше 85%. Совместная работа Счетной палаты, администрации Города Томска и депутатского корпуса дает свои результаты, качество муниципальных программ улучшается. Однако по ряду программ еще имеются замечания, которые несут в себе риски неправомерных и неэффективных расходов бюджета.
Счетной палатой предложены варианты оптимизации расходов бюджета в размере 38,4 млн. рублей. В целом предложения Счетной палаты по росту доходов и оптимизации расходов составляют 375,3 млн. рублей.